Часто задаваемые вопросы

                       

                       

Блок А. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР

1. Кто является федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности?

Есть ли у федерального оператора региональные представительства? С кем заключать договоры в регионах?
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 14.11.2019 № 2684-р «Об определении федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности» федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» (предприятие Госкорпорации «Росатом») определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности и осуществляет деятельность на всей территории Российской Федерации. Создание региональных представительств не планируется. Договор на оказание услуг по обращению с отходами должен быть заключен с ФГУП «ФЭО» посредством федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК) – ссылка gisopvk.ru. Заключение договоров посредством ФГИС ОПВК станет возможным с 01.03.2022.

2. Федеральный оператор отвечает за все отходы I и II классов опасности в стране?

Федеральный оператор отвечает за все отходы I и II классов опасности, включенные в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.

3. Деятельность федерального оператора подлежит лицензированию?

В период организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I и II классов опасности с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности, имеющих соответствующие лицензии, деятельность федерального оператора не подлежит лицензированию.

4. Какие функции установлены федеральному оператору?

  • осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I и II классов опасности;
  • предоставляет предложения об установлении тарифа на услуги по обращению с отходами I и II классов опасности;
  • является оператором федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК), в которой, в том числе, в электронном виде будет формироваться федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности.

5. Когда федеральный оператор начал свою деятельность?

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» с 1 марта 2022 года федеральный оператор осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов на всей территории Российской Федерации. Отходообразователи, которые не имеют собственных мощностей по обращению с отходами I и II классов опасности, обязаны передавать такие отходы федеральному оператору, заключая с ним соответствующий договор. В свою очередь федеральный оператор самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности обеспечивает их сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание или безопасное размещение.

6. Сколько стоит услуга федерального оператора и из чего она состоит?

Федеральный оператор осуществляет свою деятельность по установленным ФАС России тарифам. Тарифы едины на всей территории России и включают расходы на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I и II классов опасности. Тариф на отходы I класса составляет 222,9 тыс. руб. за 1 тонну без НДС. Тариф на отходы II класса составляет 62,47 тыс. руб. за тонну без НДС.

7. Что такое ФГИС ОПВК, и почему все операции с отходами должны фиксироваться в этой системе?

Согласно пункту 1 статьи 14.3 Федерального закона № 89-ФЗ, ФГИС ОПВК создана в целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности. В соответствии с пунктом 6 статьи 14.3 Федерального закона № 89-ФЗ, представление полной, достоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения во ФГИС ОПВК является обязательным.
Перечень обязательной для представления информации предусмотрен в Положении о ФГИС ОПВК, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 № 1346 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности».

Блок B. ОТХОДООБРАЗОВАТЕЛЬ

1. Кто такой отходообразователь?

Индивидуальные предприниматели или юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности.

2. Когда наступает обязанность передавать отходы федеральному оператору?

С 1 марта 2022 года отходообразователи, которые не имеют собственных мощностей по обращению с отходами I и II классов опасности (по утилизации, обезвреживанию или размещению), обязаны передавать такие отходы федеральному оператору, заключая с ним договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности. Предельный срок накопления отходов не может превышать 11 месяцев со дня их образования, соответственно, отходы необходимо передать до истечения предельного срока накопления.

3. Если договор на утилизацию отходов I и II классов опасности заключен ранее, чем издан ФЗ-225, и автоматически имеет пролонгацию, данный договор тоже нужно будет расторгнуть 01.03.2022?

Ранее заключенные договоры, предметом которых является обращение с отходами I и II классов опасности, действуют до 01.03.2022 года.
Заключенные до 25.09.2019 договоры, предметом которых является обращение с отходами I и II классов опасности, действуют до 01.03.2022, если договорами не предусмотрен меньший срок (ФЗ от 26.07.2019 N 225-ФЗ). С 01 марта 2022 года договоры оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности необходимо заключать с федеральным оператором.

4. Установлены ли требования к таре, в которой планируется передача отходов I и II классов опасности?

При передаче отходов для перевозки следует учитывать, что на отходы, имеющие опасные свойства, распространяются требования к транспортированию опасных грузов, применимые к конкретному способу перевозки:

  • Воздушный транспорт регулируется конвенцией «О международной гражданской авиации» и инструкциями ИКАО;
  • Автомобильный транспорт. Основной регулирующий документ – ДОПОГ;
  • Морской транспорт. Основной регулирующий документ - МОПОГ;
  • ЖД транспорт регулируется правилами перевозки опасных грузов по железным дорогам.

Опасные грузы должны предъявляться грузоотправителями к перевозке в таре и упаковке, предусмотренных стандартами или техническими условиями на данную продукцию и ГОСТ 26319-2020. Межгосударственный стандарт. Грузы опасные. Упаковка. Данный ГОСТ предусматривает разные группы упаковки (первую, вторую и третью) для перевозки грузов, представляющих какую-либо опасность.

5. Какой порядок заключения договора с федеральным оператором, когда и куда направлять заявку для заключения договора?

Информационное взаимодействие между всеми участниками рынка будет обеспечиваться посредством федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК). Документооборот будет производиться в электронном виде в личном кабинете (ЛК) ФГИС ОПВК. Договор, акты и первичные документы будут подписываться с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП).
Для заключения договора необходимо:

  • Зарегистрироваться во ФГИС ОПВК с помощью единой системы идентификации и аутентификации (ФГИС ЕСИА), после чего будет сформирован личный кабинет отходообразователя (ЛК).
  • Указать место накопления отходов I-II классов опасности. Прикрепить паспорт на отход.
  • С 1 марта 2022 года в ЛК ФГИС ОПВК направить заявку на заключение договора на обращение с отходами I и II классов опасности.
  • После проверки заявки федеральным оператором будет сформирован проект договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.
  • При возникновении потребности вывезти отходы необходимо сформировать заявку на вывоз в ЛК ФГИС ОПВК.
  • Документы на оплату по договору будут приходить в ЛК ФГИС ОПВК.
  • Результат выполненной работы будет подтверждаться исполнительной документацией, а именно Актом оказанных услуг и отчетом об обезвреживании/утилизации, полученным отходообразователем в ЛК ФГИС ОПВК.

Рисунок 1. Схема заключения договора между отходообразователем и федеральным оператором


Рисунок 2. Схема направления отходообразователем заявки на вывоз отходов I и II классов опасности федеральному оператору

6. Договор заключается на каждую заявку, или его можно заключить на 1 год?

Договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности возможно заключить на год или на каждую заявку.

7. Типовая форма договора на обращение с отходами I и II опасности обязательна для всех? Или можно заключить договор на индивидуальных условиях, в том числе уменьшить установленный авансовый платеж в размере 30 процентов цены договора?

Типовая форма договора на обращение с отходами I и II опасности утверждена постановлением Правительства РФ от 24.10.2019 № 1363. Она обязательна, в том числе в части размера авансирования услуг федерального оператора.

8. В какой срок после подачи заявки на выполнение услуги по сбору, транспортированию и обезвреживанию по договору заберут отходы у отходообразователя?

Срок вывоза отходов федеральным оператором не может превышать 2-х месяцев с момента направления заявки во ФГИС ОПВК, если более поздний срок не указан в самой заявке. Вывоз отходов, образование которых обусловлено регулярным технологическим процессом и требует удаления с промышленной площадки в более короткие сроки, будет согласован с соответствующими отходообразователями отдельно.

9. Как будут заключаться договоры с отходообразователями, закупки которых регулируются Федеральным законом «№223-ФЗ» или «44-ФЗ»?

С учетом требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

10. У нас крупная организация. Состоит из нескольких филиалов. Кто должен заключать договор с федеральным оператором, головная организация? Если у юридического лица несколько филиалов, то договор заключается по каждому филиалу в отдельности или один на юридическое лицо в целом?

Заключение договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности возможно как с головным предприятием, так и с филиалами, в зависимости от установленного на предприятии порядка обращения с отходами и полномочиями филиалов. Регистрация отходообразователя во ФГИС ОПВК доступна только в отношении одного юридического лица.
Филиалы в лице ответственных должностных лиц, прошедших идентификацию и аутентификации во ФГИС ЕСИА, рекомендуется регистрировать в личном кабинете ФГИС ОПВК отдельной ролью с привязкой к месту накопления отходов (в соответствии с адресом фактического осуществления деятельности, указанного в паспорте на отход). В дальнейшем ответственное должностное лицо от филиала направляет заявку на вывоз отходов I и II классов опасности и заключение договора на оказание услуг по обращению с данными отходами.
В случае наличия необходимости организации мест накопления отходов по адресу, отличному от адреса фактического осуществления деятельности юридического лица, указанного в паспорте на отход, такие места необходимо закрепить внутренним локальным актом предприятия и указывать их в личном кабинете ФГИС ОПВК в качестве мест накопления (место передачи отхода федеральному оператору).

11. У нас заключен договор на услуги по комплексному техническому обслуживанию и ремонту зданий, помещений, в том числе на лампы. Отходообразователем являемся мы, но сбором, хранением и передачей отходов занимается привлеченная организация. Может ли и дальше по договору этим заниматься привлеченная организация, а также осуществлять регистрацию в системе и подачу заявок на вывоз отходов?

Согласно пункту 6 статьи 14.3. Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивают предоставление полной, достоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения во ФГИС ОПВК.
Таким образом, регистрация в ФГИС ОПВК, внесение в систему информации, предусмотренной пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 18 октября 2019 г. № 1346 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности», и заключение с федеральным оператором договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности осуществляются непосредственно отходообразователем.

12. Если на отход нет паспорта, федеральный оператор будет принимать такие отходы?

Нет. В соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Кроме того, организация транспортирования отходов осуществляется исключительно при условии наличия паспорта на отход (ст. 16 Федерального закона № 89-ФЗ).

13. У предприятия есть собственный объект по обезвреживанию/утилизации отходов. Нужно ли регистрироваться, заключать договор и предоставлять какие-либо сведения во ФГИС ОПВК?

Если у предприятия есть мощности для переработки собственных отходов I и II классов, оно должно пройти регистрацию во ФГИС ОПВК, указать сведения объекте обращения с отходами I и II классов опасности и предоставлять информацию о всех операциях с данными отходами: с момента образования до утилизации, обезвреживания или размещения. Заключение договора с ФГУП «ФЭО» на обращение с отходами не требуется.

14. Как поступать предприятиям с неразобранными отработанными аккумуляторами?

Деятельность по обращению с аккумуляторами регулируется двумя нормами закона – лицензия на обращение с опасными отходами выдается Росприроднадзором, а обращение с ломом и цветными черными металлами регулируется Минпромторгом. Обращаем внимание, что юридически неповрежденный аккумулятор с электролитом в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов относится к II классу опасности. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной или иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания или размещения отходов I и II классов опасности, в иных случаях отходообразователи передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности (п. 1 ст. 14.4 Федерального закона № 89-ФЗ).

15. ЭЦП каких сотрудников должны использоваться при работе во ФГИС ОПВК?

Регистрация и авторизация во ФГИС ОПВК осуществляется путем прохождения идентификации и аутентификации с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА). Отображаться во ФГИС ОПВК будут сотрудники организации, у которых есть учетная запись ЕСИА и которые добавлены как сотрудники вашей организации в ЕСИА.
Право усиленной электронной подписи документов предоставляется сотруднику организации при наличии у него соответствующих должностных полномочий или по доверенности. Электронная цифровая подпись используется в соответствии с законодательством Российской Федерации и/или локальными правовыми актами организации.

Блок C. ОПЕРАТОР

1. Как стать оператором по обращению с отходами I и II классов опасности?

Для получения статуса оператора по обращению с отходами I и II классов опасности индивидуальный предприниматель или юридическое лицо должны иметь лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в отношении соответствующих видов работ с отходами I и II классов опасности, быть зарегистрированными во ФГИС ОПВК, а также заключить договор с федеральным оператором на обращение с отходами I и II классов опасности посредством  участия в конкурентных процедурах закупки.
Заключение договоров между федеральным оператором и операторами по обращению с отходами I и II классов будет осуществляться в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» по правилам «Единого отраслевого стандарта закупок Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в I квартале 2022 года. Соответствующая информация будет размещена в Единой информационной системе в сфере закупок.

2. Как включить объект утилизации/обезвреживания в федеральную схему?

Для включения объекта утилизации/обезвреживания в федеральную схему необходимо зарегистрироваться во ФГИС ОПВК, представив все необходимые данные, запрашиваемые системой при регистрации. После проверки сведений об объекте, в личный кабинет (ЛК) ФГИС ОПВК придет соответствующее уведомление.

3. Какую информацию должен вносить оператор по обращению с отходами I и II классов опасности во ФГИС ОПВК?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.10.2019 г. № 1346 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности» операторы по обращению с отходами I и II классов опасности являются поставщиками информации в части информации, предусмотренной подпунктами «д» - «м» пункта 8 указанного Положения.

4. Каким образом будут заключаться договоры между федеральным оператором и операторами по обращению с отходами I и II классов опасности.

Договоры между федеральным оператором и операторами по обращению с отходами I и II классов опасности на обращение с данными отходами будут заключаться посредством конкурентных процедур в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

5. Как будет определяться стоимость услуг операторов по обращению с отходами I и II классов опасности.

Стоимость услуг операторов по обращению с отходами I и II классов опасности будет определяться по итогам проведения конкурентных процедур в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».