По сообщению пресс-службы Росатомфлота, 5 ноября 2013 года на Балтийском заводе состоялась закладка головного универсального атомного ледокола нового поколения. В торжественной церемонии закладки приняли участие первый заместитель генерального директора ГК «Росатом» Иван Каменских, президент Объединенной судостроительной корпорации Владимир Шмаков, генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша, спецпредставитель президента РФ по вопросам освоения Арктики Артур Чилингаров.
«Поздравляю корабелов Балтийского завода и ОСК со знаменательным событием – закладкой новейшего атомного ледокола», - сказал заместитель руководителя ГК «Росатом» Иван Каменских. И добавил, что накануне подписал извещение о конкурсе на строительство двух серийных ледоколов этого же проекта. Основным претендентом на этот заказ также является Балтийский завод.
«Это самое большое и мощное в мире ледокольное судно откроет новую страницу в книге российского освоения Арктики, - объявил президент ОАО «ОСК» Владимир Шмаков. – Оно станет главой целого семейства новейших атомоходов – уникального технологического достижения и достояния нашей страны». По словам В. Шмакова, нет никаких сомнений в том, что эта работа будет выполнена Балтзаводом в срок и с надлежащим качеством.
«Этот день является настоящим праздником для всех, кого судьба связала с Арктикой, с Севером, с морем, - заметил Артур Чилингаров, член Совета Федерации, спецпредставитель Президента РФ по вопросам Арктики и президент Полярной академии. – Правительство России выполнило свои обязательства, строительство головного атомного ледокола нового поколения началось. И теперь дело за моим любимым Балтийским заводом, с которым меня свела судьба 50 лет назад. Я уверен, балтийцы не подведут, и построят этот ледокол в срок, до конца 2017 года».
По словам Вячеслава Рукши, гендиректора ФГУП «Атомфлот», с вводом в эксплуатацию нового ледокола Северный морской путь будет открыт для судоходства в круглогодичном режиме. «Мы с нетерпением ждем этого события, так как к 2017 году у нас в строю останется лишь два из действующих сегодня четырех атомоходов», - добавил он. Россия – великая северная держава. В этом ее геополитическое своеобразие, накладывающее отпечаток на настоящее и будущее. Сегодня ни одна страна мира не ведет такой активной хозяйственной деятельности в Арктике и столь масштабных научных исследований арктического шельфа.
Только Россия способна обеспечить круглогодичную навигацию на просторах Северного ледовитого океана, и достигается это во многом благодаря использованию уникального по своим возможностям атомного ледокольного флота. Сохранение и развитие его технического и эксплуатационного потенциала всегда должно быть в числе приоритетов нашего государства. Поэтому закладка атомного ледокола нового поколения – знаковое событие не только для судостроителей, моряков, работников атомной энергетики, но и для всех граждан нашей страны. Такое событие впервые происходит в современной России, и это свидетельство позитивных перемен в ее индустриальном и промышленном развитии.
Задача обновления атомного ледокольного флота за счет своевременного его пополнения первым универсальным атомным ледоколом типа ЛК60Я стоит крайне остро. К концу 1917 года может возникнуть нехватка атомоходов в Арктике в связи с неизбежным старением ныне действующих. Совместными и согласованными усилиями судостроителей, эксплуатационников, заказчиков проекта необходимо уложиться в утвержденные сроки сооружения и ввода в строй этого ледокола. А в следующем году крайне важно начать строительство второго и третьего атомных ледоколов данной серии.