26 августа вступил в практическую стадию реализации пилотный проект по очистке Кольского залива от затонувших и затопленных объектов.
Проект осуществляется в рамках трехстороннего соглашения между Правительством Мурманской области, Минприроды России и ФГБУ «Всероссийским научно-исследовательским институтом охраны окружающей среды». Исполнителем по государственному контракту является входящее в состав Госкорпорации «Росатом» ФГУП «РосРАО».
На подъеме первого объекта – судового двигателя в губе Ретинская Кольского залива (Мурманская область) – присутствовали министр природных ресурсов Сергей Донской, губернатор Мурманской области Марина Ковтун, а также генеральный директор ФГУП «РосРАО» Владимир Лузин.
В 2016 году ФГУП «РосРАО» провело комплексное обследование Кольского залива, по итогам которого составлен реестр затопленных и затонувших объектов. В ходе обследования были задействованы водолазы, технические средства с гидролокатором бокового обзора, телеуправляемый необитаемый подводный аппарат, а также средства GPS/ГЛОНАСС для более точного определения координат затопленного и затонувшего имущества. При обследовании было пройдено 4560 км. Ширина обследуемой зоны составила 20-520 метров по каждому галсу. В результате обнаружено 102 объекта, из них 52 объекта на береговой полосе и 50 объектов на акватории. По результатам комплексного обследования Кольского залива в 2016 году была разработана «Программа очистки акватории и береговой полосы Кольского залива от затопленного и затонувшего имущества (объектов), оказывающего негативное воздействие на состояние морской среды».
По словам руководителя проектного офиса «Ликвидация ядерного наследия Арктики» ФГУП «РосРАО» Владимира Хандобина, одним из наиболее сложных моментов в реализации проекта является поиск собственников затонувших и затопленных объектов.
«Техническая сторона работ по подъему объектов представляет некоторые сложности, но опыт у предприятия есть. Наибольшую сложность представляют затопленные понтоны. Есть и опасные объекты. Так, в Кольском заливе на дне лежит судно «Териберка с топливом, предположительно это 50-60 тонн нефтепродуктов.
Уже подготовлены технологические решения, где прописаны необходимое оборудование, персонал, мероприятия по экологическому контролю и охране окружающей среды в период проведения работ. Пилотной зоной очистки стала губа Ретинская, где раньше находился рыболовецкий колхоз, а позже сбрасывались старые суда. Поднять здесь предстоит 13 объектов», - отметил В. Хандобин.
В свою очередь губернатор Мурманской области Марина Ковтун отметила, что затонувшие и затопленные суда здесь представляют угрозу не только экологии, но и судоходству.
«16 из более чем сотни затопленных судов представляют опасность для судоходства», - сказала глава региона.. .
Генеральный директор ФГУП «РосРАО» Владимир Лузин подчеркнул, что это только начало. Предприятие справится с задачей в полном объеме и может быть полезно для реализации подобных проектов в других регионах страны.
«Реализация данной программы решает важнейшие проблемы экологии Арктического региона, что является стратегически важным вопросом Российской Федерации при дальнейшем освоении Арктики», - сказал В. Лузин.
Как отметил Сергей Донской, проект очистки Кольского залива рассчитан на восемь лет.
«За это время попытаемся по максимум все решить. Но есть вопросы, которые потребуют более долгосрочного решения, над ними мы работаем», - сказал глава Минприроды.
Он добавил, что эта работа часть большого проекта «Чистая страна». Вслед за пилотной программой Мурманской области мероприятия по очистке акваторий начинаются и в других регионах - на Дальнем Востоке и на Камчатке. «По всем портам, где еще в советское время было развито судоходство, есть объекты, которые наносят ущерб, и это все надо приводить в порядок. Мы выбрали наиболее важные, наиболее опасные с точки зрения развития регионов. У нас сейчас идет инвентаризация и формирование реестра точек экологического ущерба, практический этап начат пока только в Кольском заливе, дальше пойдем на Восток», - сказал он.