В работе совещания приняли участие Министр природных ресурсов и экологии Камчатского края В.И. Прийдун, первый заместитель генерального директора – главный инженер ФГУП «РосРАО» В.Н. Коваленко, директор Вилючинского отделения ФГУП «РосРАО» Д.Г. Ашихмин, руководитель Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю А.М. Лесин, заместитель Камчатского транспортного прокурора И.А. Нецвет, исполняющий обязанности капитана морского порта Петропавловск-Камчатский ФГБУ «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки» И.А. Бунин, начальник морской инженерной службы ОКВС А.В. Карцев, представители Агентства по обращению с отходами Камчатского края, Министерства транспорта и дорожного строительства Камчатского края, Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края.
Для Камчатского края очистка акватории Авачинской бухты от затопленных и затонувших судов и их частей, судового лома и донных отложений нефтепродуктов является одной из приоритетных задач в сфере обеспечения экологической безопасности.
С инициативой о возвращении к вопросу очистки акватории Авачинской бухты от затопленных судов выступило ФГУП «РосРАО», имеющее положительный опыт реализации подобного проекта в Кольском заливе Мурманской области и взаимодействия с ВНИИ «Экология», которому Минприроды России поручена реализация отдельных пилотных проектов, предусмотренных комплексом первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности.
Представители ФГУП «РосРАО» поделились практическим опытом в области выполнения исследовательских, проектных и подрядных работ по объектам, связанным с ликвидацией прошлого экологического ущерба, размещением несанкционированных свалок судов вдоль побережья и во внутренних морских акваториях Российской Федерации, высказали свои предложения по реализации пилотного проекта «Реабилитация Авачинской бухты» в Камчатском крае.
Напомним, что в 2016 году ФГУП «РосРАО» провело комплексное обследование Кольского залива, по итогам которого составлен реестр затопленных и затонувших объектов. В ходе обследования были задействованы водолазы, технические средства с гидролокатором бокового обзора, телеуправляемый необитаемый подводный аппарат, а также средства GPS/ГЛОНАСС для более точного определения координат затопленного и затонувшего имущества. При обследовании было пройдено 4560 км. Ширина обследуемой зоны составила 20-520 метров по каждому галсу. В результате обнаружено 102 объекта, из них 52 объекта на береговой полосе и 50 объектов на акватории. По результатам комплексного обследования Кольского залива в 2016 году была разработана «Программа очистки акватории и береговой полосы Кольского залива от затопленного и затонувшего имущества (объектов), оказывающего негативное воздействие на состояние морской среды».
Авачинская бухта – внутренний водоем длиной 24 километра, шириной по параллели 12 километров, средней глубиной 18 метров (максимальная глубина – 28 метров). Общая площадь поверхности водного зеркала превышает 215 квадратных километров. Авачинская бухта считается второй по величине в мире после бухты Гуанабара в Рио-де-Жанейро.
По данным контролирующих органов, в акватории Авачинской бухты в 2011 году насчитывалось 73 затонувших и брошенных судна различного водоизмещения общим весом около 260 тысяч тонн. Большая часть из них (59 судов) ранее принадлежали частям ВМФ. Кроме того, в бухту идет сброс канализационных стоков. В 2011-2014 годах из акватории бухты были удалены и разделаны на металлолом 40 затонувших судов и их фрагментов общим весом 24 тысячи тонн.
© Фото: пресс-служба Правительства Камчатского края.