Компании-члены РСПП начали регистрацию в федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов (ФГИС ОПВК).
На заседании Комитета РСПП по экологии и природопользованию обсудили новые условия работы промышленных предприятий с отходами I и II классов, которые стартуют 1 марта 2022 года.
«Встречи на площадке РСПП для нас крайне важны – это возможность «сверить часы» с нашими крупнейшими партнерами по работе в новых условиях», – подчеркнул первый заместитель генерального директора – директор Блока по развитию и международному бизнесу Госкорпорации «Росатом» Кирилл Комаров.
Осознание недостатков действующей системы обращения с отходами I и II классов послужили толчком для принятия политического решения по модернизации этого рынка. Определен федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов (предприятие Госкорпорации «Росатом» – ФГУП «Федеральный экологический оператор») и в декабре начала работу федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов.
В соответствии с официальной статистикой основными отходообразователями отходов I и II классов являются 10 отраслей, которые дают 63% от общего объема образования отходов. Лидерами являются производство алюминия и других цветных металлов, производство кокса.
Таким образом, активное подключение крупного бизнеса к новой системе способно во многом решить вопрос безопасного обращения с отходами I-II классов.
Кирилл Комаров подробно остановился на работе предприятий в информационной системе ФГИС ОПВК и призвал бизнес активно участвовать в ее развитии.
Основная задача – сформировать эффективную систему и реальную инфраструктуру для переработки отходов промышленных предприятий, куда бы добросовестные отходообразователи могли сдать свои отходы. При этом важно никак не дестабилизировать работу переработчиков, которые работают в рамках правового поля.
Новые условия работы с отходами I и II классов дают крупным промышленным предприятиям ряд преимуществ.
«Экологическая повестка превратилась в реальность, которую невозможно игнорировать. Новая система обращения с отходами I и II классов – это дополнительная возможность для бизнеса верифицировать свою деятельность как экологически приемлемую», – подчеркнул Кирилл Комаров.
Создаваемая система даст дополнительные возможности подтвердить, сформировать или улучшить свою экологическую репутацию, претендовать на получение «зеленого финансирования», финансовых гарантий, более выгодных условий экологического страхования.
Система обращения с отходами I и II классов выстраивается таким образом, чтобы она, в первую очередь, подчеркивала соответствие предприятий принципам ESG, работала на повышение «зеленого статуса» всех участников системы.
Отдельно участники заседании обсудили вопрос тарифного регулирования в сфере обращения с отходами I и II классов. Тарифы будут установлены отдельно для I класса и для II класса. Они будут экономически обоснованы, без сверхприбылей, верифицированы по результатам детальной аналитики рынка.
По итогам заседания было принято решение об обеспечении оперативной регистрации компаний в ФГИС ОПВК и формировании рабочих групп по разработке предложений бизнеса в части изменения законодательства, доработке цифрового сервиса ФГИС ОПВК и механизмов взаимодействия промышленных предприятий с федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов. Сформированные позиции рабочих групп будут рассматриваться на заседаниях Комитета РСПП по экологии и природопользованию.
Данные меры позволят бизнесу подготовиться к функционированию в условиях нового регулирования обращения с отходами I и II классов и сделать все процессы по работе с отходами максимально удобными и прозрачными. Первый заместитель председателя Комитета РСПП по экологии и природопользованию Игорь Нечаев, подытоживая обсуждение, призвал компании к взаимодействию с Госкорпорацией «Росатом» на площадке Комитета.
Создаваемая Госкорпорацией «Росатом» система обращения с отходами I и II классов связывает воедино отходообразователей (их в нашей стране около 40 тыс.), операторов по транспортированию и обращению с отходами ОПВК (их согласно реестру лицензий – свыше 8 тыс.), федерального оператора и все заинтересованные федеральные органы исполнительной власти (это и Минприроды России, и Росприроднадзор, и ФАС России, Минтранс России).
С 1 марта следующего года отходообразователи, которые не имеют собственных мощностей по обращению с отходами I-II классов, обязаны передавать такие отходы федеральному оператору
по договору.
В свою очередь федеральный оператор или самостоятельно или с привлечением частных операторов по обращению с этими отходами обеспечит их обезвреживание, утилизацию и безопасное размещение.
Поставщиками информации в ФГИС ОПВК также являются и те крупные отходообразователи, которые имеют собственные мощности по обращению с отходами, вправе осуществлять данный вид деятельности без участия федерального оператора.
Цифровая платформа ФГИС ОПВК становится единым окном для учета и контроля всего жизненного цикла отходов – с момента их образования до утилизации, поможет прогнозировать загрузку мощностей и оптимизировать логистику.