В декабре 2022 года федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности ФГИС ОПВК отметила свой первый день рождения - год с момента начала эксплуатации. На текущий момент в системе зарегистрировано и работает более 57 тыс. пользователей – сотрудников 33,4 тысяч организаций. Об этом сообщил директор направления по реализации государственных и отраслевых программ в сфере экологии Госкорпорации «Росатом» Андрей Лебедев на пресс-конференции в информационном агентстве ТАСС.
С 1 марта 2022 года рынок обращения с отходами I и II классов стал жить по новым правилам: «одним окном», осуществляющим взаимодействие на цифровой платформе со всеми участниками рынка стала ФГИС ОПВК. Федеральный экологический оператор определён официальным федеральным оператором системы.
«Нашей главной задачей в 2022 году, в том числе с учетом контрсанкционной политики, было очень бережно работать с рынком, не допустить дестабилизации работы предпринимателей. Мы постоянно находимся в открытом диалоге с бизнесом и общественными организациями, – отметил Андрей Лебедев. – Мы стараемся работу системы сделать максимально комфортной для всех участников рынка. И параллельно, видя, где есть узкие места, максимально оперативно реагируем на это, настраиваем функциональные системы, методологическую базу, отвечая на вопросы отходообразователей».
При регистрации в системе отходообразователь в обязательном порядке размещает паспорт на отход. Каждый из 95 тыс. паспортов в этом году проверен специалистами федерального оператора, в том числе на соответствие компонентному составу. Весь документооборот, в том числе и договорная работа, между участниками рынка также ведется в системе: на текущий момент только с отходообразователями заключено свыше 15 тыс. договоров.
Впервые в России организован комплексный технологический аудит существующих операторов по обращению с отходами I и II классов: группа Федерального экологического оператора регулярно выезжает на объекты переработки для аудита соответствия мощностей, заявленным в системе параметрам. Так, например, выявляются операторы, у которых отсутствует необходимое оборудование для переработки отходов, либо оно в крайне плачевном состоянии, при этом действующие лицензии позволяли им участвовать в закупочных процедурах и заключать договоры на переработку отходов I и II классов опасности. Данные о нарушениях предоставляются в Росприроднадзор.
В рамках реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности», помимо консолидации рынка через ФГИС ОПВК, Росатом создает семь экотехнопарков, оснащенных наилучшими доступными технологиями, основной принцип которых – приоритет переработки отходов над обезвреживанием.
«Если говорить о технологиях, включенных на текущий момент в систему, то: 2/3 операторов по обращению с отходами I и II классов используют технологию обезвреживания и только 1/3 – утилизации, позволяющей получить продукт, который может быть включен во вторичный оборот. И когда наши объекты инфраструктуры, которую мы создаем, будут введены в эксплуатацию, мы перевернем данную пропорцию наоборот», – рассказал Андрей Лебедев.
Шесть из семи комплексов уже начали строить, первые два в Саратовской и Курганской областях, будут введены в эксплуатацию в конце 2023 года. Еще два - в Кировской области и Удмуртской Республике – будут запущены в середине 2024 года. В конце 2024 года – три комплекса, которые строятся с нуля. Пять экотехнопарков являются универсальными, два имеют специализацию. Например, один из них в Нижегородской области будет специализироваться на химических источниках тока.
Важно отметить, что ФГИС ОПВК постоянно совершенствуется. В 2023 году планируется цифровизировать системные операции для сокращения сроков ряда связанных с обращением с отходами I и II классов процессов, реализовать возможности информационного обмена посредством Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Кроме того, со временем будет возможно внедрение машиночитаемых договоров и доверенностей представителей поставщиков информации, а также реализация функционала регистрации обособленных подразделений юридических лиц через Госуслуги.
Выстраивание прозрачной и удобной для всех участников рынка системы позволит не только перейти на рельсы экономики замкнутого цикла, но и максимально снизить накопление отходов, тем самым, сняв с государства нагрузку по рекультивации и приведению в безопасное состояние загрязненных в результате промышленной деятельности территорий. Росатом реализует ряд крупных проектов в этой сфере в Ленинградской и Иркутской областях.
«Если говорить о ликвидации накопленного вреда окружающей среде, то на сегодняшний момент, благодаря реализации первоочередных мероприятий, снята угроза загрязнения озера Байкал на полигонах «Байкальского целлюлозно-бумажного комбината». Прекращен режим чрезвычайной ситуации в Усолье-Сибирском, где работы в настоящее время Федеральный экологический оператор выполняет со значительным опережением графика. В «Красном Бору» мы также уже приступили к непосредственным работам на площадке по рекультивации полигона, и к 2025 году объект будет ликвидирован, – пояснил Андрей Лебедев.
Необходимо отметить, что все работы ведутся в тесном взаимодействии с Российской академией наук, научными и экспертными институтами, опорными вузами регионов присутствия Росатома.
«Несмотря на изменения политической и экономической ситуации, экологическая повестка остается одной из приоритетных. Принципы Росатома, как корпорации с высоким уровнем социальной и экологической ответственности, не позволяют нам снижать усилия в сфере обеспечения экологической безопасности страны», – подчеркнул Андрей Лебедев.