Рабочая группа профильного Комитета Совета Федерации обсудила актуальные вопросы организации новой системы обращения с отходами I и II классов на территории Дальневосточного федерального округа.
Дальневосточный регион – один из самых сложных для работы. Это и обширная территория, и значительная удаленность объектов по обращению с отходами I и II классов, и сложная транспортная доступность – часть дорог можно использовать только в зимний период. Опасных отходов на Дальнем Востоке образуется очень мало по сравнению с другими регионами России – около 1% от общего количества, но стоимость их переработки и транспортирования значительно выше, чем в европейской части страны.
«После начала работы новой системы проблема с логистикой и нехваткой мощностей по переработке полностью снимается с предприятий-отходообразователей, которые заключают договоры с ФЭО. Это наша задача – найти объекты обращения с отходами, подобрать транспортные компании и забрать накопленные отходы из самых отдаленных и труднодоступных мест», – подчеркнул директор направления по реализации государственных и отраслевых программ в сфере экологии Госкорпорации «Росатом» Андрей Лебедев.
С 1 марта 2022 года федеральный оператор оказывает «под ключ» весь спектр услуг по обращению с отходами I и II классов по установленным ФАС России тарифам через единую цифровую платформу ФГИС ОПВК. Отходообразователи, которые не имеют собственных мощностей по обращению с данными отходами, регистрируются в системе ФГИС ОПВК и заключают договоры с федеральным оператором. Крупный бизнес, который имеет собственные мощности по обращению с опасными отходами, продолжает перерабатывать их самостоятельно, регистрируясь в системе для обеспечения учета и контроля. Операторы по транспортированию и переработке отходов контрактуются с федеральным оператором и получают доступ к заказам через единую информационную систему.
«Сегодня наша главная задача – очень бережно работать с рынком и не допустить его дестабилизации, – подчеркнул заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Геннадий Скляр. – С учетом нарастающих санкционных ограничений, мы должны создать новый сегмент отечественной экономики, работающей на принципах замкнутого цикла и не зависящей от внешних обстоятельств и зарубежных поставок. ФЭО готов помочь предприятиям, которые добросовестно работают и хотят оставаться на рынке, организовать необходимые взаимоотношения и логистические цепочки».
За первые три месяца в системе ФГИС ОПВК зарегистрировались более 30 000 пользователей. Среди них все крупнейшие предприятия нефтегазовой отрасли и нефтехимии, электроэнергетики, металлургической отрасли, автомобильной промышленности, банки, сетевые магазины и т.д.
«Сегодня мы выслушали отчеты о проделанной работе региональных органов исполнительной власти, мнения представителей бизнеса и общественных организаций. Предложения и замечания, озвученные в ходе проведенной встречи, позволили определить вопросы, которые требуют дополнительной проработки. Состав нашей рабочей группы позволяет достичь консенсуса между органами власти, выработать совместные, объективные, максимально выверенные решения», – отметил заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Владимир Лебедев.
«Любая новая система требует донастройки. В том числе в части законодательства. Понимая в какой сложной ситуации сейчас находится бизнес, мы совместно с Росатомом стараемся оперативно реагировать на запросы участников рынка, и при выявлении точечных проблем вносим необходимые корректировки в законодательство, чтобы обеспечить максимально комфортный режим. Отдельное внимание необходимо уделить работе с отходами I и II классов, образующимися у медицинских организаций», – рассказал заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Дмитрий Тетенькин.
«Предоставление возможности бизнесу и регионам напрямую с регуляторами обсудить проблемные вопросы и оперативно найти решение – это залог успешного старта системы. Три законопроекта, которые направлены на решение обозначенных проблем уже в работе Государственной Думы. Ими предлагается предусмотреть возможность самостоятельной утилизации образующихся отходов (при наличии в собственности объекта утилизации), ввести ответственность за невнесение или внесение недостоверных сведений во ФГИС ОПВК и установить особенности для отходов 1 и 2 классов опасности при обращении с вторичными материальными ресурсами», – отметил заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Коган.