Федеральный экологический оператор подвел первые итоги и поделился планами по дальнейшей цифровой трансформации отрасли обращения с опасными промышленными отходами на V ежегодной конференции «Промышленная экология». Отдельное внимание было уделено перспективам развития цифровой платформы ФГИС ОПВК, в которой сегодня зарегистрировано уже 47 000 ответственных природопользователей, что составляет примерно 40% участников рынка. Это дает возможность на основании прозрачных и объективных данных формировать федеральную схему обращения с промышленными отходами.
Промышленные предприятия работают с опасными отходами по новым правилам уже 8 месяцев, с 1 марта 2022 года. С помощью единой цифровой платформы ФГИС ОПВК осуществляется фиксация каждого отходообразователя, мест накопления отходов, их компонентного состава и подбор соответствующих операторов, использующих наилучшие доступные технологии.Таким образом, ФГИС ОПВК - уникальный комплексный инструмент сквозной прослеживаемости полного жизненного цикла опасных отходов с момента образования до конечной переработки.
«Работа с отходами в единой информационной системе – это необходимое, но не достаточное условие трансформации отрасли. Нам предстоит постепенно пройти путь от цифровизации обращения с отходами к технологическому развитию и созданию экономики замкнутого цикла», - подчеркнул Андрей Лебедев, директор направления по реализации государственных и отраслевых программ в сфере экологии Госкорпорации «Росатом».
В целом цифровизация отрасли обращения с опасными отходами проходит успешно. Российский бизнес проявляет себя как добросовестный и ответственный, несмотря на отсутствие административной ответственности за нерегистрацию или подачу недостоверных сведений во ФГИС ОПВК. Это подтверждает количество зарегистрировавшихся в системе пользователей.
В то же время, внесенные данные в систему показали, что ситуация с операторами по обращению с опасными отходами в стране достаточно сложная. «Сегодня в реестре лицензий порядка 900 операторов, которые занимаются их обезвреживанием и утилизацией, при этом только 170 из них заявлены в системе. Выездные мероприятия в рамках технического аудита показали, что далеко не все операторы, которые имеют лицензии и заявлялись как добросовестные переработчики, имеют соответствующие качественные мощности», - рассказал Андрей Лебедев.
«Позиция Минприроды относительно цифровизации предельно понятна. Отрасль по обращению с опасными отходами сложно представить без цифровизации процессов, так как учет и контроль без нее осуществлять невозможно, - рассказал Владимир Руденко, заместитель директора департамента государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления Минприроды России. - Сегодня назрела необходимость создать единое окно для природопользователей по сдаче отчетности, дать возможность предприятиям вести журнал образования опасных отходов исключительно посредством информационной системы федерального оператора. Также предлагаю обсудить возможность формирования паспортов на распространенные отходы в ФГИС ОПВК».
Росприроднадзор использует цифровую платформу как дополнительный эффективный инструмент учета и контроля. В соответствии с заключенным с федеральным оператором соглашением о сотрудничестве, территориальные органы Росприроднадзора могут оперативно формировать в системе аналитические отчеты о каждом зарегистрированном предприятии и использовать полученные данные при проведении контрольно-надзорных мероприятий. В рамках дальнейшего взаимодействия Росприроднадзор и ФГУП «ФЭО» рассматривают различные варианты расширения функционала ФГИС ОПВК.
Начальник Управления учета, аналитики и моделирования федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности ФГУП «ФЭО» Наталья Кривенко отметила необходимость индивидуального подхода к крупнейшим компаниям с учетом их специфики и разветвленной сети филиалов по всей стране. Например, для ПАО «ГМК «Норильский никель» требуется учитывать удаленное и труднодоступное расположение промышленных активов, сообщение с которыми зависит от природно-климатических условий. В качестве инициативы Норникель предложил рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство в части увеличения предельных сроков накопления отходов I и II классов в Арктической зоне до двух лет, а также наделения отходообразователей правом самостоятельно осуществлять транспортирование опасных отходов до мест переработки.
«Ориентирование на конечного пользователя и обеспечение максимального удобства при работе в системе – наша первоочередная задача. Федеральный оператор будет продолжать встречаться с бизнесом, выявлять его потребности, корректировать и совершенствовать функционал системы, механизмы технической и консультативной поддержки», - подчеркнула Наталья Кривенко.