Комиссия по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ провела расширенное совещание по совершенствованию системы обращения с опасными промышленными отходами. В мероприятии приняли участие представители Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Минприроды России, Росприроднадзора, РСПП, региональных органов исполнительной власти, общественных организаций, предприятий свинцовой отрасли, Госкорпорации «Росатом».
Одна из задач реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности» – совершенствование федерального законодательства и отраслевых нормативно-правовых актов. Об этом на совещании рассказал Олег Цепкин, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству. «Работа с опасными отходами требует особого подхода. Нельзя проводить аналогию с ТКО хотя бы потому, что образование опасных отходов в различных регионах страны существенно отличается», - подчеркнул сенатор.
С начала работы федерального оператора Минприроды России инициировало ряд поправок в законодательство. В частности, установлено право юридических лиц и ИП самостоятельно осуществлять утилизацию отходов I и II классов опасности, образующихся в результате их деятельности, при наличии объектов утилизации. Также с учетом предложений бизнеса разработан законопроект, который на уровне федерального закона предоставит право юридическим лицам, осуществляющим сбор и накопление опасных отходов от населения, осуществлять деятельность по обращению с отходами на основе прямых договоров. Отдельно рассматривается необходимость ужесточения лицензионных требований при работе в ФГИС ОПВК и установления административной ответственности за невнесение информации в систему.
«Единая цифровая платформа, в которой предприятия работают с отходами I и II классов опасности, была запущена федеральным оператором за несколько месяцев до вступления в силу новых правил и через 2,5 года после принятия соответствующих нормативно-правовых актов. Это позволило бизнесу подготовиться к изменившимся условиям работы. Система работает, но она требует определенной корректировки и оптимизации», - отметил Дмитрий Тетенькин, заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
«Мы получили инструмент, который позволяет полностью вести учет и контроль за всеми видами отходов I и II классов опасности, образующихся в стране. Статистическая отчетность значительно улучшится после того, как система ФГИС в полном объеме заработает. Нельзя забывать, что мы имеем дело с опасными отходами, которые могут нанести непоправимый вред экологии», - подчеркнул Амирхан Амирханов, советник Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
По данным Росприроднадзора больше всего отходов I класса образуется в Рязанской, Свердловской областях и в Москве. Регионы - лидеры по образованию отходов II класса – Иркутская, Свердловская, Оренбургская, Владимирская и Московская области. Больше всего опасных отходов образуется в процессе работы металлургических и химических предприятий, при производстве кокса и нефтепродуктов, в пищевой промышленности, а также при обработке вторичного сырья.
В ходе дискуссии участники обсудили наиболее проблемные вопросы, такие как обращение с ОСКАБ, сбор опасных отходов от физических лиц, реализация Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях и Минамантской конвенции по ртути.
По словам заместителя Председателя Комитета РСПП по экологии и природопользованию Юрия Максименко, а также представителей ТПП и предприятий свинцовой отрасли, обращение с ликвидными отходами II класса опасности, такими как ОСКАБ, требует отдельного регулирования. Несмотря на то, что более 80% отработанных свинцово-кислотных аккумуляторов по-прежнему поступают переработчикам от физических лиц, оставшиеся 20%, образующиеся у предприятий, с 1 марта передаются переработчикам через федерального оператора.
«Росатом учитывает все замечания бизнеса, рекомендации региональных органов власти и общественных организаций. Сегодня мы собираем объективную картину рынка обращения с опасными отходами, на основании которой будут вноситься соответствующие корректировки. Наша задача сделать ФГИС ОПВК бизнес и клиентоориентированной», - подчеркнул директор направления по реализации государственных и отраслевых программ в сфере экологии Госкорпорации «Росатом» Андрей Лебедев.
Параллельно Росатом строит сеть экотехнопарков в семи регионах страны для обезвреживания и утилизации опасных промышленных отходов. По словам Андрея Лебедева, задача Росатома – обеспечить на экотехнопарках утилизацию более 2/3 опасных отходов, в то время как сегодня действующими операторами из перерабатываемых отходов утилизируется менее 1/3. Также он предложил Торгово-промышленной палате разместить сопутствующие производства на территориях экотехнопарков, чтобы максимально вовлечь вторичные ресурсы в производственный процесс.
«Создаваемая государством система обращения с опасными отходами решает важную задачу для страны, для защиты окружающей среды и обеспечения экологического благополучия. Учёт и контроль в этой области необходим. Вместе с тем, работа данной системы должна быть ориентирована на бизнес. Совместно необходимо выработать взвешенный и разумный механизм, который будет выгоден всем сторонам», - подвела итог мероприятия председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ Елена Шаройкина.