28 февраля 2023 года состоялось заседание рабочей группы Совета Федерации Федерального Собрания РФ по мониторингу создания инфраструктуры для обращения с отходами I и II классов и ликвидации наиболее значимых объектов накопленного экологического вреда. На нем выступил директор направления по реализации государственных и отраслевых программ в сфере экологии Госкорпорации «Росатом» Андрей Лебедев.
В мероприятии также приняли участие представители Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Минприроды России, региональных органов власти.
Открывая заседание, член Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Совета Федерации ФС РФ Олег Цепкин, отметил, что рабочая группа, изначально созданная с целью сопровождения реализации реформы обращения с отходами I - II классов, расширила свои полномочия. «Мы взяли на себя дополнительные обязательства, наряду с запуском системы обращения с отходами I и II классов осуществлять мониторинг создания инфраструктуры для обращения с отходами и реализации проектов по ликвидации самых сложных в стране объектов накопленного вреда, которые поручены Росатому», — пояснил он.
Андрей Лебедев отметил, что одна из приоритетных задач сегодня — развитие единой системы обращения с отходами I и II классов с учетом первого года работы федерального оператора. «На сегодняшний день в системе ФГИС ОПВК работают порядка 60% участников рынка: отходообразователи, а также операторы по транспортированию, утилизации и обезвреживанию отходов, — сказал он. — В этой связи, мы полагаем, что актуален вопрос введения административной ответственности за непредставление данных в ФГИС ОПВК. Это один из ключевых механизмов стимулирования участников рынка к работе в системе».
Андрей Лебедев рассказал о работе федерального оператора ФГУП «ФЭО», обратив внимание на организацию вывоза отходов I и II классов из труднодоступных мест, в особенности из районов Крайнего Севера, где транспортное сообщение не круглогодичное.
Андрей Федотовский, директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления Минприроды России, отметил, что вопрос труднодоступности и удаленности мест образования отходов остро стоит не только по отходам I-II классов, но и по твердым коммунальным отходам. Сейчас Минприроды совместно с регионами прорабатывает соответствующее нормативное регулирование данного вопроса.
На заседании уделили большое внимание теме обращения с отходами I и II классов, образующимися у населения. Это сбор и утилизация отработанных ртутных ламп, ртутных термометров, батареек, аккумуляторов всех видов, которые образуются у физических лиц. Сейчас на уровне федерального закона отсутствует регулирование обращения с такими отходами.
О работе, ведущейся в этом направлении, проинформировал заместитель председателя Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Государственной Думы Александр Коган: «Мы внесли законопроект, который расширяет возможности для организации обращения с отходами I и II классов опасности, образующимися у населения. Предлагаем предусмотреть три варианта: организации, осуществляющие сбор отходов у населения, смогут их переработать самостоятельно, если у них есть собственные мощности, либо передать ФЭО или другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, осуществляющим деятельность по обращению с такими отходами».
Андрей Лебедев рассказал, что с регионами прорабатываются специальные правила обращения с отходами I и II классов, образующимися у населения, по аналогии с правилами ТКО, которые позволят сделать эту сферу понятной и прозрачной.
Присутствующие на заседании представители регионов – Санкт-Петербурга, Московской области, Калужской области, Нижегородской области и других – поддержали предложение о разработке данного документа. Так, заместитель председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга Михаил Страхов отметил актуальность разработки правил, а также поделился опытом обращения с отходами, образующимися у населения, отметив, что в городе функционируют 505 экотерминалов, 10 экопунктов и два «экомобиля»: «За 2022 год мы собрали свыше 170 тонн опасных отходов, в том числе 60 тонн батареек и 20 тонн ртутных ламп. Мы проводим широкую информационную кампанию и видим, что наша деятельность находит отклик у населения».
Андрей Федотовский поделился планами работы на год: «Мы будем активно работать над правилами по обращению с отходами I-II классов, кроме того, нам необходимо развитие функционала ФГИС ОПВК в части дополнения состава информации, например, внедрение журнала учета образования и движения отходов в цифровом виде. Также займемся вопросом совершенствования справочников наилучших доступных технологий».
Росатом ведет многоплановую работу по экологическим направлениям. Растет участие представителей рынка обращения с промышленными отходами I и II классов в созданной государственной информационной системе ФГИС ОПВК. Создается инфраструктура для переработки, начато строительство экотехнопарков. Кроме того, продолжается работа по объектам накопленного экологического вреда на полигоне «Красный Бор», бывшем «Усольехимпром» и Байкальском ЦБК. В основу проектных решений легли технологии, рекомендованные РАН.
Экологические требования становятся важным условием при выстраивании новых проектов в промышленности и при создании инфраструктуры. В России значительное внимание уделяется разработке и внедрению новых технологий, направленных на защиту окружающей среды. По инициативе Президента России с 2019 года ведётся работа по ряду направлений национального проекта «Экология», в частности, таких как утилизация и переработка отходов. Создаваемая государством система обращения с опасными отходами решает важную задачу для страны, для защиты окружающей среды и обеспечения экологического благополучия. В результате принятых мер улучшается качество жизни миллионов граждан, поскольку внимание сфокусировано одновременно на важнейших составляющих экологического благополучия – безопасности городских и промышленных территорий.