
Более 80 школьников, студентов и преподавателей из разных регионов России в течение недели исследовали уникальную северную природу Мурманской области.
С 20 по 26 августа госкорпорация «Росатом» провела пятую юбилейную Менделеевскую экологическую экспедицию. В этом году объектом исследований юных экологов стала уникальная экосистема Кольского полуострова. Важной частью экспедиции стала коллаборация с другим знаковым проектом «Росатома» «Ледокол знаний». По просьбе «менделеевцев» участники полярной экспедиции привезли для исследований пробы воды с Северного полюса.
«За 5 лет мы сформировали активное и постоянно расширяющееся сообщество единомышленников из школьников, студентов, преподавателей. Формат научно-исследовательских экспедиций позволяет не только показать ребятам, как многогранна природа России, но и погрузить их в профессии, связанные с экологией, дать возможность самостоятельно изучить компоненты окружающей среды, продемонстрировать, как важно рационально использовать природные ресурсы. На счету «менделеевцев» экспедиции на Камчатку, Байкал, Финский залив, Южный Урал», — отметил директор направления по реализации государственных и отраслевых программ в сфере экологии госкорпорации «Росатом» Андрей Лебедев.
Менделеевская экологическая экспедиция стартовала в день 80-летия атомной промышленности и сразу взяла высокий темп. Ученики образовательного проекта «Менделеевские классы», их педагоги, студенты-наставники, научные руководители и победители всероссийского конкурса «Большая перемена» в вызове «Сохраняй природу!», начали знакомство с северной природой с изучения экосистемы села Териберка и близлежащих территорий.
Научный руководитель Менделеевской экологической экспедиции, профессор Вятского государственного университета Тамара Ашихмина отметила, что исследовательская программа построена так, чтобы ребята могли на практике изучить различия в пробах воды, взятых из абсолютно разных источников: Баренцева моря, озер и даже с Северного полюса.
«Каждая Менделеевская экологическая экспедиция уникальна. Например, Камчатка очень отличается от Мурманска. Такая географическая палитра не только расширяет кругозор детей, но и обогащает наш профессиональный опыт. Чем больше мы познаем сами, тем больше сможем передать будущим поколениям», — подчеркнула Тамара Ашихмина.
В свою очередь профессор СГТУ им. Гагарина Ю.А. Елена Тихомирова рассказала, что ребята узнали, как проводить исследования воды, какие показатели характеризуют ее качество, поняли, как оценивать, что вода загрязнена. Обсудили с наставниками и узнали, что делать с такой водой.
В Териберке юные исследователи вышли в море и взяли для изучения пробы воды из залива и Баренцева моря.
«Побывать в Менделеевской экологической экспедиции — это уникальная возможность. Эти виды северной природы не описать словами. Особенно впечатлил выход в Баренцево море, Северный Ледовитый океан, это моя первая такая поездка. Мы взяли пробы воды из различных мест и изучили их в лаборатории, выявили возможные загрязнения и отрабатали методы очистки», — поделился впечатлениями от экосистемы Кольского полуострова ученик «Менделеевского класса» Лицея №1 им. Н.К. Крупской г. Камбарки Удмуртской Республики Кирилл Титков.
Важной частью исследовательской программы экспедиции этого года стала коллаборация с проектом «Росатома» «Ледокол знаний». Юные полярники из 21 страны мира по просьбе «менделеевцев» собрали пробы снега и воды из Северного Ледовитого океана в целях проведения дальнейших исследований. Передача проб состоялась 22 августа в Мурманске во время торжественной церемонии прибытия международной арктической экспедиции. В ходе мероприятия участники обменялись опытом и впечатлениями от исследовательской работы.
«Для исследований мы собрали шесть различных проб из шести различных точек — как пресных, так и солёных водоемов. Среди них также есть загрязнённые техногенные водоёмы. Мы рассматриваем и органолептические и обычные химические показатели, как количественные, так и качественные: щелочность, ионы, аммоний и другие. Как студенты-кураторы, мы помогаем, подсказываем ребятам», — рассказала студентка СГТУ им. Гагарина Ю.А. Евгения Тихонова.
«Менделеевцы» посетили Кольскую АЭС, где узнали о программах мониторинга окружающей среды и о работе станции по сохранению биоразнообразия в регионе, а также изучили биоразнообразие Лапландского заповедника. Помимо экскурсионной и исследовательской программы, для участников были организованы атомные практикумы, экологические квесты, ток-шоу и интеллектуальные игры. Завершающим этапом недельной работы стала итоговая презентация, где участники представили результаты проведенных исследований.
Большое впечатление на юных исследователей произвела база Атомфлота. Участники экспедиции посетили с экскурсией атомный ледокол «Урал», узнали о его управлении, работе реактора, задачах, стоящих перед судном.
«Очень впечатлили их размеры, выглядят масштабно», — поделилась ученица «Менделеевского класса» Школы №27 г. Дзержинска Нижегородской области Полина Цет.
Проект реализуется Госкорпорацией «Росатом» при содействии АНО «Энергия Развития», сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ), ФГУП «ФЭО» и вузов Федерального научно-образовательного Консорциума «Передовые ЭкоТехнологии».
Научно-исследовательская программа «Менделеевская экологическая экспедиция» реализуется «Росатомом» с 2021 года. Юные экологи уже изучили природу Байкала, Финского залива, Южного Урала и Камчатки, познакомились с объектами накопленного вреда окружающей среде, которые ликвидирует Госкорпорация «Росатом». В ходе экспедиций школьники и студенты учатся проводить настоящие лабораторные исследования.
Образовательный проект «Менделеевские классы» реализуется Госкорпорацией «Росатом» совместно с РХТУ им. Д.И. Менделеева в регионах, где создается современная инфраструктура для обращения с отходами I и II классов. Цель – внедрение передовых образовательных программ для развития науки и кадрового потенциала в сфере экологии через сетевое взаимодействие с вузами и предприятиями, систему предпрофессиональной подготовки и раннюю профориентацию школьников.
Учащиеся «Менделеевских классов» углублённо изучают химию и математику, слушают лекции преподавателей вузов, проводят лабораторные работы, участвуют в разработке проектов в области промышленной экологии и выездных образовательных мероприятиях.
В пятую Менделеевскую экологическую экcпедицию оправились участники из: Москвы, Саратова, Кирова, Ижевска, Кургана, Обнинска, Нижнего Новгорода, Иркутска, Усолья-Сибирского, Дзержинска, Камбарки, Мирного, Михайловского, Щучья.
Научно-просветительский проект «Ледокол знаний» организован сетью информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ) при поддержке госкорпорации «Росатом». Он направлен на популяризацию естественно-научных дисциплин и технологий атомной отрасли, поиск и поддержку талантливых и одаренных детей, развитие их способностей и профориентацию. Отбор в экспедицию проходил в открытом формате среди школьников 14-16 лет из 21 страны мира. В шестом сезоне проекта «Ледокол знаний» за шанс присоединиться к экспедиции боролись более 67 тыс. школьников со всего мира. Имена победителей были определены по итогам многоступенчатого отбора, а также по результатам конкурса «Большая перемена», образовательных программ «Сириуса», чемпионата России по интеллектуальным играм «Знание. Игра», отбора среди участников движения «Юниоры Росатома».
В 2025 году российская атомная промышленность отмечает 80-летие: 20 августа 1945 года был сформирован Специальный комитет по использованию атомной энергии. Страна ответила на угрозу со стороны США, за четыре года создав собственное ядерное оружие (1949 год, успешное испытание бомбы РДС-1). СССР был первопроходцем и мировым лидером в мирном использовании атомной энергии: отечественные атомщики построили первую в мире АЭС (1954, Обнинск), на помощь покорителям Арктики был создан первый атомный ледокол (1959, «Ленин»). Сегодня «Росатом» продолжает разрабатывать и внедрять передовые технологии в самых разных отраслях. Госкорпорация не только строит атомные электростанции, обеспечивая чистой энергией сотни миллионов людей в десятках стран мира, но и обеспечивает работу логистического каркаса Северного морского пути, выпускает новые материалы, разрабатывает и производит препараты для ядерной медицины. Лейтмотив юбилейного года определяют три слова: гордость, вдохновение, мечта. Атомщики гордятся подвигом отцов-основателей отрасли. Их вдохновляют достижения предыдущих поколений. Они планируют покорить новые рубежи, расширяя границы возможного. 80-летие отрасли предполагается отпраздновать целым рядом мероприятий, главным из которых должен стать международный форум World Atomic Week, который осенью пройдет в Москве.